В рамках реализации гуманитарного проекта ”Предупреждение институционализации и деинституционализация детей раннего возраста и детей с инвалидностью в Витебской области“ 16 - 17.04.2024 в г. Полоцке проводилась тренинговая программа для специалистов по организации межведомственного сопровождения приемных родителей и родителей-воспитателей для детей раннего возраста и детей с инвалидностью с использованием технологии ведения случая (далее – мероприятие)
В мероприятии приняли участие 35 человек, из них: представители государственного учреждения образования ”Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации“, государственного учреждения образования ”Витебский областной социально-педагогический центр“, специалисты социально-педагогических центров, территориальных центров социального обслуживания населения, центров раннего вмешательства (Докшицкий, Лепельский, Витебский, Сенненский, Оршанский, Полоцкий районы, Железнодорожный, Октябрьский, Первомайский районы г. Витебска, г. Новополоцк).
На мероприятии с опытом организации межведомственного взаимодействия и сопровождения приемных родителей и родителей-воспитателей для детей раннего возраста и детей с инвалидностью с использованием технологии ведения случая в Полоцком районе познакомили:
Степанец Елена Владимировна, врач-детский невролог центра раннего вмешательства государственного учреждения здравоохранения ”Полоцкая центральная городская больница“,
Анна Сергеевна Ковалева, директор государственного учреждения образования ”Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района“,
Светлана Петровна Сурвила, заведующая отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, государственного учреждения образования ”Полоцкий районный социально-педагогический центр“.
Участники мероприятия ознакомились с:
- принципами, задачами, инструментами работы центров раннего вмешательства;
- содержанием программ служб центров раннего вмешательства;
- этапами оказания помощи ребенку раннего возраста и его семье в условиях центра раннего вмешательств;
- мультидисциплинарным подходом в оказании помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста;
- обучением в рутинах;
- критериями нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи;
- комплексом профессиональных действий, направленных на составление индивидуальной программы раннего вмешательства, осуществлением межведомственного взаимодействия;
- выявлением детей с расстройствами аутистического спектра на ранних стадиях развития, проведением оценочных процедур;
- формами работы по оказанию помощи и поддержки замещающим семьям, взявшим на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с особенностями психофизического развития и детей с инвалидностью;
- ролью семьи и её влиянием на формирование личности ребенка с особенностями психофизического развития и детей с инвалидностью;
- формами сотрудничества различных структур и ведомств в рамках межведомственного взаимодействия по решению вопросов, связанных со своевременным выявлением, определением условий, оптимальной среды, необходимой для достижения максимально возможного уровня развития и последующей успешной интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития.
- моделью системно-организованной профессиональной деятельности участников межведомственного взаимодействия, которая включает в себя методы, приемы, мероприятия по поддержке и оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидностью.
Участники мероприятия получили практические навыки:
- реализации комплексного подхода к реабилитации;
- применения различных диагностических, лечебных, развивающих, корригирующих методик, воздействующих на все возможные уровни нарушений развития;
- разработки и реализации совместно с семьей (законными представителями ребенка) индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью;
- выявления основных симптомов, использования теста M-CHAT при проведении скрининга расстройств аутистического спектра у детей от 16 до 36 месяцев;
- по созданию среды социального эмоционального благополучия, формирования привязанности ребенка в замещающей семье, в детском коллективе, социуме;
- по созданию единого профилактического пространства посредством взаимодействия причастных ведомств и служб региона;
- по формированию эмоционального принятия индивидуальности ребенка с особенностями психофизического развития и детей с инвалидностью;
- по использованию специальных средств и приемов в работе с нежелательным поведением детей с расстройствами аутистического спектра.
Яркими примерами успешной и слаженной командной работы стали выступления на мероприятии приемных родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития и детей с инвалидностью, проживающих в Полоцком районе. Как было отмечено, их внимательное отношение к детям и особенная забота о них заслуживают достойного внимания и уважения со стороны общественности.
В рамках мероприятия участники посетили государственное учреждение образования ”Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района“, центр раннего вмешательства государственного учреждения здравоохранения ”Полоцкая центральная городская больница“, государственное учреждение ”Территориальный центр социального обслуживания населения Полоцкого района“. В условиях экскурсии участникам мероприятия были наглядно представлены средовые ресурсы и специальное оборудование, которое используется специалистами межведомственной команды, а также результаты совместной работы в виде включения детей с инвалидностью, с особенностями психофизического развития в различные виды деятельности.
Фотографии с тренинговой программы 16-17.04.2024